Опрос "Мониторинг эффективности органов МСУ" |
Памяти Веры Фирсовой
9 декабря 1993 года ушла из жизни Вера Михайловна Фирсова. Но в памяти людской она останется навсегда, её искусство вечно.Благодарная память – что может быть прекраснее этого качества человеческой души! В Суздале сложилась замечательная традиция проводить музыкальные вечера её памяти. 2008 год был объявлен Годом В.М. Фирсовой на Суздальской земле. Администрацией города была утверждена городская Программа «Русский соловей. Вера Фирсова». Утверждённый цикл мероприятий в течение года был полностью выполнен. К 90-летию певицы впервые в городе состоялась выставка «Жизнь и искусство Веры Фирсовой», на которой были представлены личные вещи и документы из архива певицы, фото и музыкальный материал, предоставленные сотрудниками Московского государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. А также в концертном зале Центра культуры и досуга состоялся большой юбилейный концерт с участием солистов Большого театра и камерного оркестра Владимирской областной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Анатолия Антонова. Скоро 100-летие со дня рождения нашей знаменитой землячки и участники литературно-поэтического объединения «Слово» готовят план мероприятий этого события. А сегодня мы предлагаем вспомнить Веру Фирсову. Вера Михайловна Фирсова родилась в Суздале 30 августа 1918 года в семье потомственных огородников. У Михаила Тимофеевича Фирсова было 8 детей: от первого брака с Фирсовой Марией Александровной - Юлия, Анна, Ольга, Алексей; от второго брака с Бибановой Александрой Павловной - Николай, Вера, Евгений, Михаил. Условия детства полностью исключали возможность каких бы то ни было театральных впечатлений. Примерно до 16 лет Вере не приходилось сталкиваться ни с какой музыкой, кроме любительского народного пения. Семья была музыкальная. Отец играл на скрипке. У матери Веры был хороший голос, и она часто пела. Может быть, тесное общение с народной песней наложило определённый отпечаток на последующую певческую жизнь Веры Михайловны. Она вспоминала о том, как на лавочке около дома на Васильевской улице вечерами пели: «Ревела буря, дождь шумел», «Ой, да ты, калинушка», «Хазбулат удалой», По Дону гуляет казак молодой» и многое другое. Училась Вера в Суздальской средней школе. И хотя в детстве она не испытывала прямых влияний, толкавших её в музыке и сцене, но многое в среде послереволюционного, уездного городка, сказались на формировании её художественных потребностей, вкуса, её человеческой и артистической индивидуальности. В 12 лет Вера осталась круглой сиротой. Родители умерли от туберкулёза. Дом, в котором родители жили и трудились на приусадебном участке вместе с детьми, пришлось продать. Перспектива была безрадостная, но при поддержке старших сестёр и брата Верочка в 1934 году окончила среднюю школу 2-й ступени в городе Суздале и была определена во Владимирский библиотечный техникум. Годы учения и работы (по окончании библиотечного техникума) во Владимире – это время активного приобщения к русской и мировой культуре. Спектакли драматического театра, «богатство русской литературы XVIII-XIXвеков», крупнейших классиков зарубежной литературы, занятия во Владимирской музыкальной школе №1, заложившие «основу общего музыкального воспитания», - это тот фундамент, который впоследствии позволил В.М. Фирсовой стать артисткой высокой культуры. Вера Михайловна говорила о том, что на протяжении всех лет профессиональной учёбы её везло на педагогов. Класс Елены Георгиевны Архангельской в Ивановском музыкальном училище, обучение в котором пришлось на труднейшее военное время (1939-1943гг.), и Московская консерватория отшлифовали талант певицы. В Большой театр СССР Вера Михайловна Фирсова пришла вокалисткой, для которой не было никаких технических трудностей. Золотая медаль на конкурсе вокалистов в Будапеште (1949г.) – замечательное подтверждение её таланта и подлинного мастерства. 25 лет работы в Большом театре Союза СССР (1947-1972 гг.) – время творческого роста артистки в общении с такими корифеями русской культуры, как Н.С. Голованов, К.П. Кондрашин, Е.Ф. Светланов, и период блестящих творческих успехов. Её партнёрами по сцене были Козловский и Лемешев, Петров и Бурлак, Кибкало, Мазурок, Лисициан, Пирогов и Рейзен, Большаков и Гресь, Медведев, Антонина Иванова, Максакова, Антонова и другие выдающиеся артисты. В Большой театр СССР Вера Михайловна Фирсова пришла вокалисткой, для которой не было никаких технических трудностей. Она пришла в Большой театр в составе нового поколения молодых певцов. И вдруг среди всех Фирсова прямо заблистала своим ярким замечательным голосом, актёрским мастерством. Вскоре она стала одну за другой петь все большие партии и входить в репертуар Большого театра. Ей созданы незабываемые образы Прилепы и Розины, Антониды и Людмилы, Волховы и Царевны-Лебедь, Марфы и Снегурочки, Джильды и Виолетты, Лакме и Сюзанны, Эсмеральды, Зофьи и Церлины, Ольги и Микаэлы. Её отличало постоянное стремление добиться совершенства и отчётливое понимание того, что нет предела на этом пути. Талант Веры Фирсовой быстро находил признание. Золотая медаль и Первая премия на Международном конкурсе вокалистов в Будапеште (1949 г.) – замечательное подтверждение её таланта и подлинного мастерства. 27 мая 1951 года Вере Михайловне было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, 22 мая 1956 года – Народной артистки России. Народная артистка России Валентина Левко вспоминала: «Я хорошо помню её выступления в коронных партиях Антониды и Людмилы в операх Глинки в начале 1960-х годов. Выступления с Верой Михайловной, которая в совершенстве владела своим голосом на сцене, для меня, тогда только что принятой в театр молодой певицы, были и поддержкой, и уроками мастерства. В 1964 году оперная труппа Большого театра впервые гастролировала за рубежом в полном составе. И это культурное событие проходило на сцене знаменитого миланского театра «Ла Скала». Наша печать была не особенно многословна и не всегда объективна, освещая ход гастролей. Но мне довелось без дублёров петь вместе с Верой Михайловной во всех спектаклях «Пиковой дамы» (Графиня – В. Левко, Прилепа – В. Фирсова) и «Садко» (Волхова – В. Фирсова, Нежата – В. Левко), и я была свидетелем неизменного восторженного приёма нашего лучшего колоратурного сопрано итальянской публикой, избалованной мировыми известностями». Красной нитью через всю сценическую жизнь Веры Михайловны Фирсовой прошли две партии: Розина в «Севильском цирюльнике» Россини и Виолетта из «Травиаты» Верди. Именно на них приходится и наибольшее число спектаклей с участием Веры Фирсовой: 119 раз она вышла на сцену в «Севильском цирюльнике» и 165 раз в «Травиате». Последний спектакль на сцене Большого театра с участием Веры Фирсовой «Севильский цирюльник» состоялся 27 декабря 1972 года. После спектакля коллеги с восторгом говорили ей: «Так надо начинать свою карьеру, а не заканчивать!». Вера Фирсова осталась на вершине мастерства! «Выступая на сцене, мы как бы отдаём себя, всё лучшее, что есть в нашей душе, тысячам зрителей и слушателей. Смысл существования артиста в том, чтобы служить народу, приносить радость… Поэтому так прекрасна и трудна наша профессия артиста…» - говорила Вера Михайловна. Вера Михайловна в декабре 1972 года покинула сцену, но не ушла из театра. Она продолжала работать наставником молодёжи в стажёрской группе Большого театра, консультантом по вокалу, старшим преподавателем кафедры вокала Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского. 23 мая 1976 года Вера Михайловна была награждена Орденом Трудового Красного Знамени в связи с 200-летием Большого театра. Веру Михайловну чествовали в Большом театре в 1978 году в связи с 60-летием. Большой театр посвящал ей спектакль Верди «Травиата»16 октября 1993 года к 75-летию Веры Михайловны Фирсовой. Творческая группа Владимирского телевидения во главе с режиссёром Р. Багировым оставила потомкам документальный фильм с участием Веры Фирсовой «Всё остаётся людям», который они снимали весной 1993 года. А в декабре Веры Михайловны не стало.
Заслуженный работник культуры России
Татьяна Андреева
|
|
||
|